Первые дни
1916 – Компания BMW основана как завод авиационных двигателей в Мюнхене.
1919 – Франц Зено Димер установил первый мировой рекорд в истории BMW, достигнув высоты 9760 метров на самолете, оснащенном двигателем BMW IV.
1922 – BMW строит свое сегодняшнее основное здание восточнее от мюнхенского аэропорта Обервизенфельд (сегодня это городской Олимпийский центр).
1923 – Первый мотоцикл BMW выпущен на фабрике в Мюнхене.
1924 – Первый межконтинентальный полет в Персию на самолете, оснащенном двигателями BMW.
1926 – Гидросамолет Rohrbach Ro VII с двигателями BMW VI устанавливает пять мировых рекордов.
1927 – В этом году было установлено 87 мировых рекордов в авиации. 29 из них – на самолетах с двигателями BMW.
1928 – BMW приобретает автомобильный завод в Айзенахе (Тюрингия) и с ним лицензию на производство небольшого автомобиля под названием Dixi. Компания заключает лицензионное соглашение на постройку радиальных двигателей с американским производителем авиамоторов Pratt Whitney.
1929 – Dixi – название первой машины BMW. Она была разработана в Мюнхене, как и все последующие продукты BMW, однако автомобили производились в Айзенахе до сороковых годов. Эрнст Хенне становится самым быстрым мотоциклистом в мире на мотоцикле BMW.
BMW ПОБИВАЕТ РЕКОРДЫ
1930 – Вольфганг фон Гронау пересекает Северную Атлантику с востока на запад за 44 часа в открытом гидросамолете Dornier 'Whale' («Кит») с моторами BMW. BMW Hornet и BMW Xa – названия первых радиальных двигателей, вышедших с завода BMW в Мюнхене.
1932 – Разработан в Мюнхене, построен в Айзенахе: BMW 3/20.
1933 – Начало традиции шестицилиндровых двигателей BMW: BMW 303.
1934 – Подразделение авиационных моторов становится независимым отделением компании: BMW Flugmotorenbau GmbH. Радиальный двигатель BMW 132 – первая собственная разработка, основанная на дизайне Pratt Whitney.
1935 – BMW R 12 стал первым мотоциклом с гидравлической передней вилкой.
1936 – В год проведения Берлинских Олимпийских игр компания BMW начинает производство самой успешной в Европе машины в классе спортивных автомобилей с двухлитровым двигателем – BMW 328.
1937 – Эрнст Хенне устанавливает абсолютный рекорд скорости для мотоциклов (279,5 км/ч), который остается непревзойденным еще четырнадцать лет. Специальный завод по производству авиадвигателей открывается в Дюррерхофе возле Айзенаха. Другой завод для массового производства закладывается в городе Аллах возле Мюнхена.
1938 – Родстеры BMW 328 выигрывают в своем классе тысячемильную итальянскую гонку (Mille Miglia).
1939 – Незадолго до начала Второй мировой войны компания BMW приобретает фирму Brandenburgische Motorenwerke в Берлине-Шпандау и с ней специализированные фабрики в городах Басдорф и Цюльсдорф возле Берлина.
1940 – Начинает серийное производство авиационного двигателя 801. К 1945 году было произведено около 30 000 штук. BMW вновь с большим отрывом выигрывает итальянскую гонку Mille Miglia со своим «аэродинамичным купе», построенным на базе 328.
1941 – Из-за войны производство мотоциклов BMW постепенно перемещается в Айзенах. Автомобильное производство временно остановлено. С 1929 года было произведено 81 228 машин BMW.
1943 – Реактивный самолет BMW совершает свой первый полет. Индекс модели – 109-003. В следующем году один из первых в мире реактивных двигателей пойдет в производство.
1944 – BMW проводит испытания военных ракет в Басдорфе и Цюльсдорфе.
1945 – К концу Второй мировой войны заводы BMW лежат в руинах. Фабрики в Басдорфе и Цюльсдорфе, Айзенахе и Дюррерхофе потеряны, завод в Мюнхене демонтирован. Победившие союзники вводят трехлетний мораторий на производство, поскольку компания участвовала в поставках авиадвигателей и ракет.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО
1948 – Одноцилиндровый мотоцикл BMW R 24 из Мюнхена становится первым послевоенным изделием BMW.
1950 – R 51/2 знаменует собой возрождение мотоциклов с двухцилиндровыми оппозитными двигателями.
1951 – BMW производит свой первый послевоенный автомобиль – 501. В следующем году он пойдет в производство, но обернется финансовым крахом.
1954 – BMW становится чемпионом мира в гонках мотоциклов с колясками и остается на вершине пьедестала мирового первенства в течение следующих двадцати лет.
1955 – Отделение BMW Triebwerk GmbH возвращается к жизни в Аллахе. Компания ориентируется на традиции производства авиамоторов. Модели R 50 и R 60 представляют собой новое поколение мотоциклов BMW с полностью маятниковой подвеской. С модели Isetta компания начинает производство автомобилей малого класса.
1956 – Спортивные автомобили моделей 503 и 507 сегодня считаются «золотыми старичками». К концу пятидесятых годов было произведено только 412 и 253 экземпляров каждой модели соответственно.
1959 – В результате потерь в секторе больших лимузинов компания BMW выставляется на продажу. Но мелкие акционеры, работники и дилеры компании пережили кризис, и теперь BMW может развиваться дальше с новой структурой активов. Модель 700 стала первым большим серийным успехом для автомобилей BMW.
1962 – Модель 1500 задает основные принципы философии дизайна компании и становится предтечей нового класса компактных спортивно-туристических автомобилей.
СОЗДАВАЯ БУДУЩЕЕ
1965 – Отделение BMW Triebwerkbau GmbH продано. На ближайшие 25 лет компания BMW полностью прекращает строить авиационные двигатели.
1966 – BMW начинает производство следующей серии с новой двухдверной версии модели 1600. Этот автомобиль впоследствии положит начало серии 3.
1967 – BMW приобретает предприятие Hans Glas GmbH в Дингольфинге и впоследствии строит там еще один завод.
1969 – Повышенный спрос на мотоциклы приводит к стремительному возрождению рынка двухколесного транспорта. BMW переносит производство мотоциклов на свой третий завод в Берлине. Появление моделей серии 5 возвещает о рождении радикально нового мотоциклетного дизайна.
1970 – Второй автомобильный завод компании BMW строится в Дингольфинге. Начинает работу центральный склад запчастей. Четвертая фабрика строится в Ландсхуте, и также закладывается первый камень для футуристического здания главного офиса группы в Мюнхене.
1972 – Первая машина серии 5 выпущена в год мюнхенских Олимпийских игр. Исследования в области турбодвигателей, а также электрические BMW, предназначенные для спортивной братии, остаются прототипами. Основывается отделение BMW Motorsport GmbH. BMW строит сборочный завод в Южной Африке.
1973 – Компания переезжает в новый офис в Мюнхене и официально открывает завод в Дингольфинге. Модель BMW 2002 Turbo становится первым в мире автомобилем массового производства с турбодвигателем. BMW завоевывает звание чемпиона в европейских гонках «Формулы-2» и в европейском чемпионате туристических машин, а также в двенадцатый раз побеждает в чемпионате мира по гонкам на мотоциклах с коляской.
Мотоциклетное отделение BMW празднует свою пятидесятую годовщину – построено 500 000 мотоциклов. Во Франции открыто первое европейское отделение. Также открыт офис BMW в Северной Америке. Осенью разражается первый нефтяной кризис.
1974 – BMW 3.0 CSL впервые выставляет на гонки автомобиль с системой ABS. На BMW вводится система накопления капитала для работников.
1975 – Запущена в производство серия 3. Александер Калдер создает первый автомобиль BMW Art Car.
1976 – Публике представляются автомобили серии 6 с кузовом купе. Мотоцикл R 100 RS становится первым мотоциклом с полноразмерным обтекателем в стандартной комплектации. BMW образует холдинговые компании за границей.
1977 – Запущена в производство серия 7. Президент Вальтер Шил торжественно открывает строительство нового завода по производству мотоциклов в Берлине. На водительских курсах BMW начинается программа дорожной безопасности.
1979 – Компания BMW разрабатывает первые двигатели с цифровым электронным управлением, выпускает первый бронированный BMW, начинает исследования в области двигателей, работающих на водороде, и сотрудничает с компанией Steyr-Daimler-Puch.
Также основывается компания Spielmotor Munich - в первый раз промышленная компания объединяет усилия с местными властями для проведения культурных мероприятий. Первое собрание контрольного совета BMW проходит при одинаковом количестве акционеров и работников компании. Запускается в производство модель M1.
1980 – Начинается промышленное производство системы ABS и разработка двигателя для гонок «Формулы-1». Мотоциклы BMW выигрывают ралли Париж - Дакар – самую трудную гонку мира. И затем выигрывают ее еще три раза.
ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ
1981 – BMW – первый европейский импортер автомобилей, основавший дочернее предприятие в Японии.
1982 – Завод Steyr начинает работать в качестве пятого сборочного завода компании BMW. Принимается решение построить шестой завод в городе Регенсбург. BMW в шестой раз выигрывает европейский чемпионат «Формулы-2».
1983 – Нельсон Пике на автомобиле Brabham BMW становится чемпионом мира в «Формуле-1». На церемонии запуска в производство cерии К канцлер Гельмут Коль официально открывает новый завод по производству мотоциклов в Берлине. BMW начинает предлагать автомобили своего модельного ряда с дизельными двигателями. В Женеве компания BMW в первый раз требует применения в Европе только неэтилированного бензина.
1984 – Появляются первые европейские модели с каталитическими нейтрализаторами. Основывается отделение BMW Technik GmbH. Компьютеры и роботы производят настоящий переворот в деле планирования и производства.
1985 – В год столетия двухколесного транспорта BMW производит более 37 000 мотоциклов. Празднуется окончание сооружения Исследовательского инженерного центра BMW. Модель BMW 325 iX становится первым полноприводным автомобилем BMW. Методы поставки частей и узлов строго по производственному графику начинают менять принципы распределения работы между сборочными производствами и поставщиками.
1986 – Автомобиль празднует свою сотую годовщину. Компания BMW проводит крупномасштабную ретроспективную выставку, посвященную месту автомобиля в искусстве. Также компания отмечает свой самый успешный год на рынке США (96 800 регистраций) и первую годовщину работы завода в Регенсбурге. Совместно с тринадцатью другими производителями BMW начинает проект «Прометей», призванный оптимизировать транспортные потоки в течение девяностых годов.
1987 – BMW представляет первый за полвека немецкий двенадцатицилиндровый автомобильный двигатель, разрабатывает электронную систему впрыска для дизельных двигателей, устанавливает бортовые системы диагностики на модели всех серий и на автомобиле M3 выигрывает единственный за всю историю автомобилизма мировой чемпионат в классе туристических машин.
1988 – Начинается производство родстера Z1. Модель K 100 становится единственным мотоциклом в мире, оснащенным ABS (а вскоре и каталитическим нейтрализатором). Открывается сервис-центр BMW в Москве и центр импорта в Японии. Завод в Регенсбурге начинает работать в четыре смены, включая субботу.
Сборочные производства в Южной Америке, Южной Африке и странах Юго-Восточной Азии выпускают 250 000 автомобилей. Клубы BMW теперь объединяют 100 000 человек.
1989 – В год, когда упал Железный занавес, компания BMW произвела полмиллиона автомобилей. Компания показывает оборот в 20 000 миллионов немецких марок и приобретает фирму Kontron GmbH, специализирующуюся на технологиях производства. В том же году запускаются в производство мотоцикл K1 и модель 850i Coupe.
ДОРОГА К УСПЕХУ
1990 – В год воссоединения Германии компания BMW возвращается к своим корням производителя авиамоторов, основав отделение BMW Rolls Royce GmbH. Официально открывается Центр исследований и разработок в Мюнхене, а в Айзенахе закладывается первый камень восьмого сборочного завода компании. Третий год подряд читатели самого большого в Европе автомобильного журнала AMS выбирают автомобили BMW 3-й, 5-й и 7-й серий «лучшими в мире» в своем классе.
1991 – Особенно успешный год: BMW празднует свой юбилей - 75 лет. Представляется анализ технической осуществимости для электромобилей, и BMW получает золотую награду в области дорожной безопасности за свою приверженность к квалифицированному обучению водителей. В Швеции основывается пятнадцатая по счету компания для продажи автомобилей BMW за границей. Антиблокировочная система тормозов теперь входит в стандартное оснащение всех машин BMW. Присуждается первая премия BMW за вклад в науку (BMW Scientific Award).
1992 – BMW производит 598 000 автомобилей и 35 000 мотоциклов. Модель M3 пожинает лавры в гонках на родине и за границей, раз за разом укрепляя свои позиции самой успешной гоночной машины в классе «туризм». Группа BMW усиливает свои производственные мощности еще двумя заводами. Отделение BMW Fahrzeugtechnik GmbH начинает инструментальное производство в Айзенахе. В городе Спартанбурге, штат Южная Каролина, начинается строительство автомобильного завода в Северной Америке. BMW становится самой популярной маркой в высшем сегменте мирового автомобильного рынка.
1993 – Бернд Пишетсридер назначается новым председателем управляющего совета компании, заменив Эберхарда фон Кюнхайма, который за 23 года своего председательства увеличил обороты компании в 18 раз. За этот период производство автомобилей увеличилось в четыре раза, а мотоциклов - в три. Эберхард фон Кюнхайм становится членом контрольного совета компании BMW.
BMW попадает в газетные заголовки во время международного автосалона во Франкфурте, где компания запускает новую концепцию под лозунгом «Мобильность есть жизнь» (Mobility is Life), показывающую компанию в эволюции от производителя классических моделей авто и мотоциклов до поставщика мобильности в полном смысле слова. Предприятие BMW Rolls - Royce GmbH получает первые большие контракты на производство своих авиадвигателей. Его производственно-исследовательский центр в городе Далевитц возле Берлина выходит на проектную мощность. С конвейера в Мюнхене сходит пятимиллионный автомобиль BMW. Дингольфинг выпускает миллионную машину текущей Пятой серии. Появляется первый мотоцикл серии Europa – BMW F650.
1994 – Rover Group присоединяется к BMW Group. Американский завод BMW в Спартанбурге начинает работу. Компания BMW de Mexico S.A. основывается как шестнадцатое дочернее предприятие и также открывается агентство в Пекине. Серия 7 подвергается успешному редизайну.
Прославленная марка Rolls - Royce попадает в газетные заголовки вместе с BMW: долгосрочный контракт на поставку восьми- и двенадцатицилиндровых двигателей и на техническое сотрудничество сближает двух самых известных автопроизводителей.
1995 – BMW заключает контракт на сборку в Индии, учреждает дочернее предприятие в Бразили, а также в Норвегии, Финляндии и Южной Корее. Закладываются сборочные предприятия BMW во Вьетнаме и на Филиппинах. Мексиканское отделение BMW запускает производство на своем заводе. Калифорнийская компания Designworks становится дочерним предприятием BMW.
На рынок выходит новая серия 5. Родстер Z3 становится первым BMW, произведенным не в Германии. Джеймс Бонд в одном из своих последних блокбастеров ездит на Z3. Продано 50 000 мотоциклов.
BMW – новый рекорд годовых продаж. Компания Rover запускает новые модели в сериях 200 и 400. В это же время в городе Саванна (штат Джорджия, США) совершает свой первый полет самолет Gulfstream V, оснащенный двигателями BMW Rolls Royce.
1996 – На Парижском «Мотор-шоу» BMW объявляет о строительстве в Южной Америке завода по производству четырехцилиндровых двигателей малого объема совместно с корпорацией Chrysler. BMW также объявляет о намерении строить еще один моторостроительный завод на площадке в Хэмс Холл (возле Бирмингема) в Англии, который обойдется в один миллиард марок. В Южной Африке BMW предсказывает 250-процентное увеличение производительности завода в Росслине (18 000 машин в 1995 году).
Начинает работу совместное с Yontrakit Group предприятие в Таиланде. Фирма BMW Thailand, меньшая доля в которой принадлежит BMW, учреждена для импорта в страну машин и мотоциклов. В Южной Корее BMW решает сосредоточиться на полноприводных автомобилях, запускает производство автомобилей Land Rover и организует сеть продаж. Также объявляется начало создания сборочного производства в Египте.
ПОБЕДЫ И ПРОРЫВЫ
1997 – На Международном автосалоне во Франкфурте BMW представила R 1200 C - абсолютно новое толкование мотоцикла в стиле cruiser. Сенсационный дизайн, сочетающий традиционные и футуристические стилистические элементы, специально разрабатывался для этого «мотоцикла чувств».
В том же году BMW представила автомобиль мечты, который заставил подпрыгнуть сердца знатоков. Родстер M воплотил в себе идеал чистопородного спортивного автомобиля как ни один BMW до этого. Его 321-сильный двигатель M3 гарантирует захватывающую езду.
Выходит на сцену универсал 5 серии, представленный в 1995 году. Он сочетает спортивную элегантность с гибкими возможностями использования. Особенно способствует этому компактная задняя ось и практически горизонтально расположенные амортизаторы. Бывший глава отделения BMW Motorsport Карл-Хайнц Кальбфелль преподнес всем особый сюрприз: он объявил о возвращении компании BMW в «Формулу-1» в 2000 году.
1998 – Пятое поколение успешных седанов 3 серии дебютировало весной. Переработанная во множестве деталей, новая 3 серия предлагает не только исключительный внешний вид, но и самые современные двигатели, новейшие технологии подвески и лучшие в своем классе стандарты безопасности.
В первый раз в истории компания BMW открыла двумя собственными машинами класс прототипов в 24-часовой гонке в Ле-Мане, но смелый проект закончился очень быстро: обе машины сошли с трассы из-за утечки масла. Это был неудачный день для команды BMW Motorsport: машина BMW V12 Le Mans экипажа Стива Сопера, Тома Кристенсена и Х.-Дж. Штука в тот момент вела гонку в своем классе.
В 1998-м отделение BMW M GmbH также представило две абсолютно новые модели: купе M – возможно, самую будоражащую комбинацию скорости и стиля, сочетающую в себе все качества абсолютно прототипичного автомобиля. Новый M5 также наделал много шуму: развивая 400 л.с. (294 кВт), он является самым мощным BMW M5 всех времен.
1999 – Начало года ознаменовалось дебютом BMW X5, который стал первым в мире спортивным автомобилем для активного отдыха (Sports Activity Vehicle): машина, уникальным образом сочетающая элегантность и практичность, открывая тем самым новые измерения мобильности.
И еще одно первое место: BMW Z8, великий спортивный автомобиль, отпраздновал свою премьеру в 1999 году и восхитил поклонников Джеймса Бонда в фильме «И целого мира мало». Компания BMW также преподнесла сюрприз энтузиастам автомобильного дела на Франкфуртском автосалоне, предоставив футуристический концепт Z9 gran turismo и два новых варианта BMW 3 серии: купе и универсал.
Отделение BMW Motorsport также заявило о себе в 1999 году, когда автомобиль BMW V12 LMR (экипаж - Дж. Винкельхок, Й, Далмас, П. Мартини) выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане, уйдя от соперников на целый круг. BMW V12 LMR продолжал показывать такие же выдающиеся результаты и позже, в гонках Американской серии Ле-Ман. Также полным ходом шли приготовления к возвращению компании BMW в гонки «Формулы 1».
НОВИНКИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
2002 – Z4, больше похожий на концепт-кар, чем на серийный автомобиль, перевернул представление о дизайне родстеров.
2003 – X5 воплотил в себе качества, которые раньше никто не рисковал реализовать в одном автомобиле: комфорт седана высшего класса сочетается в нем с повышенной мобильностью и проходимостью внедорожник. X5 – полноприводный внедорожника класса «люкс».
R 1150 R Rockster – обновленная версия популярного родстера, юбилейная модель, выпущенная специально к 80-летию мотоциклов BMW. Настоящая «байкерская» модель – для тех, кто ценит дорожную эстетику без прикрас и излишнего комфорта. BMW 7 серии изменил взгляд на автомобили будущего. iDrive – принципиально новая концепция управления, огромное количество инноваций, переосмысленный дизайн. 7 серию по праву назвали автомобилем третьего тысячелетия.
Седан 5 серии многие годы лидировал в сегменте «бизнес-класс». Трудно усовершенствовать то, что и так совершенно, но конструкторам BMW это удалось: в 2003 году был представлен новый BMW 5 серии – с инновационными технологиями и переосмысленным дизайном. Седан 5 серии многие годы лидировал в сегменте «бизнес-класс». 3 серия – лидер продаж в своем классе в странах Европы.